Мектеп медицинасын дамытудағы мейіргер рөлі
https://doi.org/10.24412/2790-1289-2024-1-28-34
Аңдатпа
Салауатты өмір салтын қалыптастыру және мектеп оқушыларының денсаулығына қамқорлық жасау маңызды және өзекті міндет болып қала береді. Өскелең ұрпақтың денсаулығын сақтау мемлекеттің басты стратегиялық басымдығы болып табылады, өйткені ересек тұрғындардың денсаулығының негізі балалық шақтан қаланады.
Бұл мақалада мейірбикенің мектеп медицинасын дамытудағы рөлі қарастырылады.
Қазақстанда, Ресейде, Қытайда, Литвада жəне АҚШ-та жарияланған əдебиеттерге шолу негізінде авторлар мейірбике жұмысының мектептерде салауатты орта құрудағы маңызды рөлін жəне медицинаның осы секторының даму перспективаларын атап өтеді.
Әдебиеттерге шолу мектеп медицинасының негізгі қатысушылары ретінде медбикелердің рөлін атап көрсететін халықаралық мақалалар мен зерттеулерді талдайды және олардың функционалдық міндеттеріндегі айырмашылықтар мен ұқсастықтарды зерттейді. Сондай-ақ мектептің медициналық бөлімдерінде жұмыс істейтін медбикелерге қажетті құзыреттерге терең талдау жасайды.
Авторлар туралы
Д. Н. МаханбеткуловаҚазақстан
Алматы қ.
Г. Адақ
Қазақстан
Алматы қ.
М. В. Хомякова
Қазақстан
Алматы қ.
А. Н. Дауренбекова
Қазақстан
Алматы қ.
Ф. Қ. Жолдасова
Қазақстан
Алматы қ.
Әдебиет тізімі
1. Государственная программа развития здравоохранения РК «Денсаулық» на 2016-2019 гг. – Астана, 2016. – 58 с.
2. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-264/2020 «Об утверждении правил, объема и периодичности проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения, включая детей дошкольного, школьного возрастов, а также учащихся организаций технического и профессионального, послесреднего и высшего образования» [Электронный ресурс] // Әділет [web-портал]. – 2020. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021820 (Дата обращения 13.11.2023)
3. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 13 июня 2018 года № 361 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования по проведению профилактических прививок населению» [Электронный ресурс] // Әділет [web-портал]. – 2018. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017206 (Дата обращения 09.12.2023)
4. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 9 июня 2011 года № 381 «Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере формирования здорового образа жизни» [Электронный ресурс] // Әділет [web-портал]. – 2011. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1100007064 (Дата обращения 10.11.2023)
5. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-76 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» [Электронный ресурс] // Әділет [web-портал]. – 2021. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023890 (Дата обращения 23.10.2023)
6. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2020 года № ҚР ДСМ - 285/2020 «Об утверждении правил организации медицинской помощи по охране репродуктивного и психического здоровья несовершеннолетних в возрасте от десяти до восемнадцати лет и молодежи» [Электронный ресурс] // Әділет [webпортал]. – 2020. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021846 (Дата обращения 08.12.2023)
7. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 ноября 2020 года No ҚР ДСМ - 205/2020 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности регионов медицинскими работниками» [Электронный ресурс] // Әділет [web-портал]. – 2020. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021679 (Дата обращения 18.12.2023)
8. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 марта 2022 года № ҚР ДСМ - 25 «Об утверждении стандарта организации оказания педиатрической помощи в Республике Казахстан» [Электронный ресурс] // Әділет [webпортал]. – 2022. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200027182 (Дата обращения 10.12.2023)
9. Нагрузка на школьных медсестер выросла в Казахстане [Электронный ресурс] // КАЗИНФОРМ [web-сайт]. – 2020. – URL: https://www.inform.kz/ru/nagruzka-na-shkol-nyh-medsestervyrosla-v-kazahstane_a3736353 (Дата обращения: 31.12.2023 г.)
10. Маханбеткулова Д. Вопросы развития школьной медицины на уровне ПМСП. [Электронный ресурс] // Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ» [web-сайт]. – 2021. – URL: https://ksph.edu.kz/wp-content/uploads/2021/12/Маханбеткулова_Д._Вопросы_развития_школьной_медицины_на_уровне_ПМСП.pdf (Дата обращения 19.12.2023)
11. Проект приказа «Об утверждении Стандартаорганизации школьной медицины в Республике Казахстан» [Электронный ресурс] // Egov. kz [web-портал]. – 2022. – URL: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14144784 (Дата обращения 11.11.2023)
12. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-305/2020 «Об утверждении номенклатуры специальностей и специализаций в области здравоохранения, номенклатуры и квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения» [Электронный ресурс] // Әділет [web-портал]. – 2020. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021856 (Дата обращения 13.11.2023)
13. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-76 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» [Электронный ресурс] // Әділет [web-портал]. – 2021. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023890 (Дата обращения 20.12.2023)
14. Петрова А. Н., Иванова О. В. «Школьная медицина в России организация и перспективы развития» // Медицина и образование в Сибири. – 2019. – № 2(21). – С. 62-68.
15. Козлова М. В., Шестакова A. A. «Роль медицинской сестры в развитии медицины в России» // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2016. – № 12(4). – С. 268-272.
16. Zhou X., Zhang Y., Gao R., Chen S., Wang J. «School-based health education in China: a systematic review of intervention studies» // BMC Public Health. – 2020. – № 20(1). – 160.
17. Wang J., Xie B., Liu Y., Xie J., Xu Y. «Analysis of school health education in China: a review of domestic literature» // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2019. – № 16(17). – 3059.
18. Padaiga Z., Jankauskiene D., Ramašauskaite D. «School health services as a key factor in promoting students' health in Europe» // International Journal of Public Health. – 2014. – № 59(2). – Р. 189-198.
19. Gaizauskiene A., Gaižauskas R. «Effectiveness of health promotion interventions in schools: a review» // Health Education Journal. – 2016. – № 75(6). – Р. 744-756.
20. Chen C., Sánchez-Vaznaugh E. V. «School-based health education and promotion programs: a review» // Journal of School Health. – 2016. – № 86(5). – Р. 359-372.
21. Gortmaker S. L., Wang Y. C., Long M. W., Giles C. M., Ward Z. J., Barrett J. L., Kenney E. L., Sonneville K. R., Afzal A. S., Resch S. C., Cradock A. L. «Three interventions that reduce childhood obesity are projected to save more than they cost to implement» // Health Affairs. – 2015. – № 34(11). – Р. 1932-1939.
22. Токмурзиева Г. Ж., Сапарбеков М. К., Маханбеткулова Д. Н., Нугманова Д. С., Хегай Е.Л., Стафеева И. Ю. Социальные детерминанты формирования здоровья школьников подросткового возраста // Медицина. – Алматы, 2017. – № 12 (186). – С. 11-14.
23. Маханбеткулова Д. Н., Токмурзиева Г. Ж. Модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков // Вестник КазНМУ. Научно – практический журнал. – Алматы, 2020. – № 1. – С. 9-14.
24. Competencies for Nursing Practice: A Consensus Statement from the National Council of State Boards of Nursing [electronic resource] // NCSBN Leading Regulatory Excellence [website]. – 2010. – URL: https://www.ncsbn.org/index.page (Accessed: 14.11.2023)
Рецензия
Дәйектеу үшін:
Маханбеткулова Д.Н., Адақ Г., Хомякова М.В., Дауренбекова А.Н., Жолдасова Ф.Қ. Мектеп медицинасын дамытудағы мейіргер рөлі. Теориялық және клиникалық медицинаның өзекті мәселелері. 2024;(1):33-43. https://doi.org/10.24412/2790-1289-2024-1-28-34
For citation:
Makhanbetkulova D.N., Adak G., Khomyakova M.V., Daurenbekova A.N., Zholdasova F.K. The role of a nurse in the development of school medicine. Actual Problems of Theoretical and Clinical Medicine. 2024;(1):33-43. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2790-1289-2024-1-28-34