Анализ факторов, влияющих на управление ассортиментом аптечной продукции
https://doi.org/10.24412/2790-1289-2025-1-153-162
Аннотация
Ассортимент аптек является важной частью их деятельности, так как от его формирования зависит качество обслуживания клиентов и экономическая эффективность аптечной организации. В работе рассматриваются внутренние и внешние факторы, такие как спрос населения, законодательные изменения, сезонные колебания, особенности закупок и поставок, влияние конкуренции и маркетинговых стратегий. В результате анализа выявляются основные аспекты, определяющие оптимизацию ассортимента для повышения конкурентоспособности и удовлетворенности потребителей. Для аптечных организаций разработаны рекомендации по эффективному управлению ассортиментом, что позволит улучшить их финансовые результаты и укрепить позиции на рынке.
Цель исследовательской работы: выявить наиболее значимые факторы, влияющие на ассортимент аптечной продукции, а также предложить методы и стратегии эффективного управления ассортиментом в современных рыночных условиях.
Практическая значимость: результаты исследования позволяют аптечным организациям более точно и эффективно планировать ассортимент, ориентируясь на изменение предпочтений потребителей, сезонные колебания спроса, а также актуальные тенденции фармацевтического рынка. Это способствует повышению удовлетворенности клиентов и улучшению финансовых результатов. На основе анализа внешних и внутренних факторов, таких как предложение, законодательные изменения и рыночные тенденции, можно предложить гибкие и эффективные механизмы управления закупками. Это поможет снизить затраты на хранение излишков товаров, избежать нехватки популярных препаратов и повысить прибыльность бизнеса.
Выводы. Исследовательская работа обосновывает важность комплексного подхода к формированию ассортимента аптечной продукции в г. Алматы. Данные рекомендации могут быть использованы аптечными организациями для эффективного управления ассортиментом и адаптации к изменениям на фармацевтическом рынке.
Ключевые слова
Об авторах
А. Б. БектурсуноваКазахстан
Бектурсунова Аружан Бағдатқызы – магистрант 1 курса по ОП «Фармация»
Астана
Д. А. Кабышева
Казахстан
Кабышева Дана Азаматовна – магистрант 1 года обучения
Алматы
Э. А. Серикбаева
Казахстан
Серикбаева Эльмира Асилбековна – PhD, ассоциированный профессор
Алматы
А. Е. Өмірбаева
Казахстан
Омирбаева Ажар Ережеповна – PhD, и.о. доцента кафедры технологии фармацевтического производства
Шымкент
Г. Б. Аипова
Казахстан
Айыпова Галия Болатовна – старший преподаватель
Астана
Список литературы
1. Сатлер В. В. Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). – Краснодар: Новация, 2018. – 121 с.
2. Наркевич И.А. Управление и экономика фармации: учебник / под ред. И.А. Наркевича. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 928 с.
3. Мишурова И. В. Выбор стратегии развития компании на основе формирования товарной и ассортиментной политики // Экономические проблемы России и региона. – Ростов-на-Дону, 2023. – С. 148-153. – EDN UAUAOH. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54487125_90254800.pdf.
4. Lam M., Khoshkhat P., Chamani M., et al. In-depth multidisciplinary review of the usage, manufacturing, regulations & market of dietary supplements // J Drug Deliv Sci Technol. – 2022. – Vol. 67. – P. 102985. – DOI: 10.1016/j.jddst.2021.102985.
5. Ким Д. Факторы долгосрочного успеха аптеки // Российские аптеки. – 2013. – № 2. – С. 15-28.
6. Волчанский М. Е., Брель А. К., Болучевская В. В., Клочкова Е. А. Определение социальной эффективности аптечных учреждений как показатель результативности их деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 3 (47). – С. 400-411.
7. Позина З. П. Проблемы управления ассортиментом в фармацевтической компании. – 2023. – С. 218. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54347990_60358254.pdf#page=218 (Дата обращения: 14.12.2024).
8. Беманов А. Л., Артемов А. В., Анискина Е. М. Эффективные продажи фармацевтических препаратов. – М.: Литерра, 2005. – 194 с.
9. Broniarczyk S., Hoyer W. Retail assortment: more ≠ better // In: Retailing in the 21st Century. – 2010. – P. 271-284. – DOI: 10.1007/978-3-540-72003-4_17.
10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресскурс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Питер, 2006. – 82 с.
11. Вязьмина Т. Управление качеством в фармацевтической компании «Р-фарм» // управление качеством. – 2018. – № 6. – 10-15. –URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36783105 (Дата обращения: 04.01.2025).
12. Глембоцкая Г. Т., Григораш Д. В., Байбордин В. С. Методический подход к оптимизации стратегии управления ассортиментной политикой фармацевтической компании на основе контроля товарных запасов // Аспирантский вестник Поволжья. – 2024. – Т. 24, № 2. – С. 48-55. – DOI: 10.35693/AVP636388.
13. Кетебаева А. К. Разработка модели управления изменениями в организации: формирование системы управления организационными изменениями на фармацевтическом предприятии // Вестник науки и образования. – 2020. – № 8-1 (86). – С. 100-103. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42741764 (Дата обращения: 11.01.2025).
14. Сафиуллин Р. С., Муслимова Н. Н., Грибова Я. В., Гарифуллина Г. Х. Изучение дислокации аптечных организаций на примере Казани // Фармация. – 2020. – Т. 69, № 7. – С. 46–50. – DOI: 10.29296/25419218-2020-07-08.
15. Шпякин М. Д. Управление рисками фармацевтических промышленных предприятий в условиях трансформации экономики Российской Федерации // Финансовые рынки и банки. – 2024. – № 6. – С. 321-326. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68486415
16. Филина И. А. Разработка теоретических и методологических основ адаптации сбалансированной системы показателей к условиям работы современного фармацевтического рынка: дис... д-ра. фарм. наук: 14.04.03 / И. А. Филина. – Москва, 2015. – 387 с.
17. Широкова М. В. Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного ассортимента аптечных учреждений // Молодой ученый. – 2015. – № 10. – С. 867-869.
18. Самощенкова И. Ф., Гаранкина Р. Ю. Категорийный менеджмент в управлении минимальным ассортиментом аптечной организации // Фармация и фармакология. Организация и экономика фармацевтического дела. – 2017. – № 1. – С. 49-63.
19. Козлова М. С. Разработка методических подходов к использованию лекарственных препаратов в медицинских кабинетах образовательных организаций: автореф. дис... канд. фарм. наук: 14.04.03. – Пермь, 2016. – 24 с.
20. Самощенкова И. Ф., Лебедев А. В., Максимкина Е. А., Гаранкина Р. Ю. Адаптивное управление ассортиментом в сбалансированной системе показателей аптечной организации - // Запорожский медицинский журнал. Вопросы фармации. – 2015. – № 6 (93). – С. 70-73.
21. Капитонова И. П. Экономика фармацевтической отрасли. – Москва, 2021. – С. 95-100.
22. Адамбекова Ш. К. Фармацевтическое регулирование в Республике Казахстан. – Алматы, 2019. – С. 112-118.
23. Кунаев Б. Р. Управление товарными запасами в фармацевтических организациях. – Алматы, 2020. – С. 140-145.
Рецензия
Для цитирования:
Бектурсунова А.Б., Кабышева Д.А., Серикбаева Э.А., Өмірбаева А.Е., Аипова Г.Б. Анализ факторов, влияющих на управление ассортиментом аптечной продукции. Актуальные проблемы теоретической и клинической медицины. 2025;(1):153-162. https://doi.org/10.24412/2790-1289-2025-1-153-162
For citation:
Bektursunova A.B., Kabysheva D.A., Serikbayeva E.A., Omirbayeva A.Y., Aipova G.B. Analysis of factors influencing the management of the range of pharmacy products. Actual Problems of Theoretical and Clinical Medicine. 2025;(1):153-162. (In Kazakh) https://doi.org/10.24412/2790-1289-2025-1-153-162